A A A
C C C C C
Шрифт: Arial Times New Roman
Изображения: Вкл. Выкл.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность

Информация об исполнении Департаментом образования Ивановской области государственной функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования

Отдел надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования является структурным подразделением  управления контроля и надзора в сфере образования Департамента образования Ивановской области, осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами государственной политики в области образования.

Основные направления деятельности:

Государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории.

Принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и законодательства Ивановской области в сфере образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным организациям и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования; контроль за исполнением предписаний.

Анализ причин и условий возникновения нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, осуществление мониторинга исполнения законодательства Российской Федерации в сфере образования.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный надзор в сфере образования и федеральный государственный контроль качества образования. Государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется в форме проверок.

В соответствии с положениями статей 9 и 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Проверка может проводиться в форме выездной проверки или в форме документарной проверки.

Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемой организации и (или) по месту фактического осуществления ее деятельности.

Документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора). Предметом данной проверки являются: сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности; документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами; исполнение предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Плановая проверка проводится в соответствии с ежегодным планом проверок, размещаемым на сайте прокуратуры Ивановской области, а также на сайте Департамента образования Ивановской области, и в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с пунктом 5 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основаниями для проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках федерального государственного надзора в сфере образования наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются:

1) выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;

2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования, предусмотренного статьей 97 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Проверки проводятся на основании приказа Департамента образования Ивановской области. О проведении плановой проверки организация уведомляется не позднее, чем за три рабочих дня до начала проверки, о проведении внеплановой проверки - не позднее, чем за 24 часа до начала проверки. Уведомление при проведении документарной проверки осуществляется путем направления запроса о представлении документов с приложением копии приказа Департамента образования Ивановской области о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Уведомление при проведении выездной проверки осуществляется путем направления уведомления с приложением копии приказа Департамента образования Ивановской области о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Дата начала и срок проведения плановой проверки устанавливается ежегодным планом проверок. Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц Департамента образования Ивановской области, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Департамента Ивановской области, но не более чем на двадцать рабочих дней.

В ходе проверки проводятся следующие мероприятия:

анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации по вопросам, подлежащим проверке;

анализ наличия и достоверности информации, размещенной организацией на его официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

анализ соблюдения законодательства об образовании при осуществлении образовательного процесса;

анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса;

экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ;

анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации.

По завершении выездной проверки проверяющие производят запись о проведенной проверке в имеющемся в организации журнале учета проверок юридического лица, проводимых органами государственного контроля (надзора). Копии документов и материалов, представленных по запросам для проведения документарной проверки, не возвращаются. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, к которому прилагаются экспертные заключения, подготовленные экспертами и представителями экспертных организаций, принимавшими участие в проверке. Если в ходе выездной проверки выявлено отсутствие в организации журнала учета мероприятий по надзору, в акте проверки делается запись об отсутствии указанного журнала.

Первый экземпляр акта с приложениями (объяснения работников проверяемой организации и иные связанные с результатами проверки документы или их копии) остается у проверяющих для последующего представления в Департамент образования Ивановской области.

Второй экземпляр акта проверки с копиями приложений передается под расписку руководителю (заместителю руководителя) организации (должностному лицу, исполняющему его обязанности) или уполномоченному должностному лицу.

В случае отсутствия руководителя организации, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, а также в случае отказа представителя проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт в течение двух рабочих дней направляется в адрес организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в Департаменте образования Ивановской области.

Руководитель (заместитель руководителя) организации (должностное лицо, исполняющему его обязанности) или уполномоченное должностное лицо вправе приобщить к акту проверки возражения и замечания, изложенные в свободной форме. Если в результате проверки выявлены нарушения законодательства в сфере образования, организации и (или) ее учредителю направляется (вручается) предписание. В предписании указывается срок устранения нарушений. Предписание направляется по почте с уведомлением о вручении либо вручается руководителю проверенной организации, иному уполномоченному должностному лицу и (или) ее учредителю под расписку. В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию иного органа исполнительной власти Российской Федерации или Ивановской области (прокуратура Ивановской области, органы Роспотребнадзора, органы МВД и т.п.), в данный орган исполнительной власти направляется соответствующая информация.

В случае обнаружения в результате проверки нарушений законодательства Российской Федерации, содержащих признаки административных правонарушений, указанных в пункте 90 части 2, части 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), по которым Управление контроля и надзора в сфере образования Департамента Ивановской области уполномочено составлять протоколы об административных правонарушениях, уполномоченные должностные лица возбуждают производство об административном правонарушении в соответствии с требованиями КоАП РФ. Организация и (или) ее учредитель, которым было направлено предписание, должны исполнить его в установленный срок и представить в Департамент образования Ивановской области отчет об исполнении предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований. Поступивший в Департамент образования Ивановской области отчет об исполнении предписания рассматривается и в случае полного исполнения предписания в организацию и (или) ее учредителю по почте направляется письмо о принятии отчета в полном объеме или вручается под расписку руководителю, заместителю руководителя или уполномоченному представителю организации и (или) ее учредителя.

Если на основании отчета об исполнении предписания невозможно установить факт исполнения или неисполнения предписания Департамента образования Ивановской области принимается решение о проведении внеплановой проверки организации. В случае, если организация и (или) ее учредитель не исполнили предписание в установленный срок (в том числе, если отчет об исполнении предписания не представлен до истечения срока, установленного предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок предписания):

  • Департамент образования Ивановской области в соответствии с пунктом 7 статьи 93 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»  возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и запрещает прием в данную организацию.
  • В случае вынесения судом решения о привлечении организации, должностных лиц органа или организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания орган по контролю и надзору в сфере образования вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения. При выдаче повторно организации, осуществляющей образовательную деятельность, предписания орган по контролю и надзору в сфере образования также приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично (в отношении отдельных видов образования, уровней образования, профессий, специальностей, направлений подготовки и (или) подвидов дополнительного образования, адресов мест осуществления образовательной деятельности) на срок исполнения выданного повторно предписания.

До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. После получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. Приостановленное действие лицензии организации, осуществляющей образовательную деятельность, возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания. В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила нарушение требований законодательства об образовании, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда.

В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, не устранил нарушение требований законодательства об образовании, орган по контролю и надзору в сфере образования направляет в орган местного самоуправления предложение о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.