A A A
C C C C C
Шрифт: Arial Times New Roman
Изображения: Вкл. Выкл.

Ответы на вопросы, заданные в рамках семинара в сфере ДПО 07.12.2017

Ответы на вопросы, заданные участниками семинара "Государственная регламентация образовательной деятельности, осуществляемой организациями дополнительного профессионального образования", состоявшегося 07.12.2017

Обращаем внимание, что Департамент образования Ивановской области не является органом, уполномоченным на дачу разъяснений законодательства  в сфере образования.  В соответствии Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 № 466, Министерство образования и науки Российской Федерации вправе давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к сфере его деятельности.

Вопрос: К каким видам программ можно отнести ежегодное обучение водителей автотранспортных средств, предусмотренное приказом Минтранса России в объеме 20 часов?

Ответ:  В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Профессия «Водитель» приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» включена в перечень профессий, по которым осуществляется профессиональное обучение.

Согласно части 4 статьи 73 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

Таким образом, повышение квалификации водителей автотранспортных средств возможно в рамках реализации основной программы профессионального обучения – программы повышения квалификации рабочих, служащих. Право на реализацию указанной образовательной программы имеют образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, в лицензиях которых указан вид образования – профессиональное обучение.

Что касается объема реализуемой образовательной программы, ее содержания и периодичности повышения квалификации, то здесь необходимо исходить из следующего:

- РД-26127100-1070-01 «Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств», утвержденный  Минтрансом РФ 02.10.2001 и представляющий учебный план и программу  обучения водителей, а также устанавливающий периодичность повышения квалификации, разработан в соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, который уже не действует (утратил силу с 18.03.2011 в связи с изданием приказа Минтранса РФ от 25.01.2011 № 18).  Представленные учебный план и программа обучения водителей введены в действие распоряжением Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987 № АП-14/118, которое также отменено (признано не действующим на территории РФ приказом Минтранса РФ от 16.10.2002 № 132);

- РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», утвержденное Минавтотранса РСФСР от 20.01.1986, устанавливает порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР (то есть в предприятиях, подведомственных министерству).

Иные документы, устанавливающие специфику обучения водителей автотранспортных средств, в действующей системе законодательства отсутствуют.

 

Вопрос: Каким образом организовать обучение по охране труда для лиц, не имеющих высшего или среднего профессионального образования?

Ответ: Согласно части 3 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

- лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

- лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

В разъяснениях Минобрнауки России об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования (письмо Минобрнауки России от 07.05.2014 № АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО») имеется позиция Минобрнауки России в части отнесения обучения по охране труда к дополнительному профессиональному образованию:

Согласно части 6 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (часть 15 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2.3.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (далее - Порядок), Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения по охране труда, включающие изучение межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

Обучающие организации на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда разрабатывают и утверждают рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

В соответствии с пунктом 3.7 Порядка работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Исходя из изложенного, обучение по охране труда и проверке знаний требований охраны труда не является реализацией дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) в связи с тем, что рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда разрабатываются на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда и проверка знаний не заканчивается итоговой аттестацией.

В соответствии с частью 15 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

Вместе с тем, если программы обучения по охране труда рассматриваются организацией как дополнительные профессиональные программы, то лицам, успешно освоившим данную дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации.

Учитывая вышеуказанные разъяснения Минобрнауки России, считаем, что обучение по охране труда возможно организовать по двум вариантам:

1 вариант. Программа обучения по охране труда рассматривается организацией как дополнительная профессиональная программа – программа повышения квалификации (учитывая объем реализации программы обучения). В данном случае, к освоению образовательной программы в соответствии с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ допускаются лица имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Дополнительное профессиональное образование как подвид дополнительного образования должно быть указано в лицензии на осуществление образовательной деятельности. По завершении образовательной программы организацией организуется и проводится итоговая аттестации в соответствии с требованиями действующего законодательства об образовании. По итогам освоения образовательной программы организацией в обязательном порядке выдаются удостоверения о повышении квалификации по образцу, самостоятельно установленному организацией. Кроме того, организацией одновременно может быть выдано дополнительно к основному документу о квалификации удостоверение о проверке знаний требований охраны труда по установленной организацией форме (с учетом положений Порядка).

Считаем возможным включение обучения по охране труда в качестве самостоятельного модуля дополнительной профессиональной программы, реализуемой организацией в рамках повышения квалификации лиц по специальности.

2 вариант. Обучение по охране труда не относится к дополнительному профессиональному образованию, учитывая, что освоение программы не завершается итоговой аттестацией.

Пунктом 2.3.2 Порядка предусмотрены условия проведения обучения по охране труда в обучающих организациях -  обучение проводится образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы. Учитывая данные условия, можно говорить, что программа обучения по охране труда является образовательной программой.

Исходя из перечня образовательных программ, установленных статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ, при организации обучения по охране труда по варианту 2 наиболее подходящей под параметры образовательной программы по обучению по охране можно рассматривать дополнительную общеобразовательную программу – дополнительную общеразвивающую программу, реализуемую в рамках подвида дополнительного образования – дополнительное образование детей и взрослых. Указанной позиции придерживается и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в своем письме от 11.10.2016 № 15-2/ООГ-3609.

К освоению дополнительных общеразвивающих программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Освоение дополнительных общеразвивающих программ не завершается проведением обязательной итоговой аттестации.

Однако при организации обучения по охране труда посредством реализации дополнительной общеразвивающей программы следует учитывать следующие положения:

- в лицензии на осуществление образовательной деятельности должен быть указан подвид дополнительного образования – дополнительное образование детей и взрослых;

- в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности в обязательном порядке указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности по реализации дополнительных общеразвивающих программ, что ограничивает «территориальную свободу» организации, осуществляющей образовательную деятельность (в сравнении, например, с дополнительным профессиональным образованием). Осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных общеразвивающих программ по адресам, не включенным в лицензию на осуществление образовательной деятельности, в данном случае будет рассматриваться как нарушение законодательства Российской Федерации об образовании и о лицензировании образовательной деятельности.

Таким образом, выбор варианта организации обучения по охране труда осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

 

Вопрос: Существует ли в сфере дополнительного профессионального образования перечень образовательных программ, при реализации которых не допускается применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий?

Ответ: Положения, касающиеся реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, отражены в статье 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Так, приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» установлен такой порядок.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Ограничения на применение при реализации образовательных программ исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий установлены в настоящее время только в отношении образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемым по отдельным профессиям и специальностям.

Так, указанные перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования утверждены приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 №  22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».

В сфере дополнительного профессионального образования Федеральным законом № 273-ФЗ не предусмотрен перечень образовательных программ, при реализации которых не допускается применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

 

Вопрос: Существует ли алгоритм внесения сведений о выданных документах о квалификации (удостоверениях о повышении квалификации, дипломах о профессиональной переподготовке) в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»?

Ответ: В соответствии с частью 9 статьи 98 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) для обеспечения учета сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведения о таких документах вносятся в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», формирование и ведение которой организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования.

Федеральные государственные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, сведения о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении путем внесения этих сведений в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (далее – ФРДО).

Перечень сведений, вносимых в ФРДО, порядок его формирования и ведения (в том числе порядок доступа к содержащимся в ней сведениям), порядок и сроки внесения в нее сведений установлены постановлением  Правительством Российской Федерации РФ от 26.08.2013 № 729 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».

Сведения о документах о квалификации, выдаваемых с 1 сентября 2013 года, подлежат внесению в информационную систему в течение 60 дней с даты выдачи указанных документов.

Сведения о документах о квалификации, выданных
с 10 июля 1992 года по 1 сентября 2013 года, вносятся организациями, имевшими на момент выдачи документов свидетельство о государственной аккредитации.

Перечень сведений, вносимых ФРДО, включает следующие сведения о выданных удостоверениях о повышении квалификации, дипломах о профессиональной переподготовке:

наименование документа о квалификации;

номер и серия бланка документа о квалификации;

регистрационный номер и дата выдачи документа о квалификации;

фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, которому выдан документ о квалификации;

наименование организации, выдавшей документ о квалификации;

наименование образовательной программы, наименование присвоенной квалификации (при наличии), срок обучения, год поступления на обучение, год окончания обучения;

сведения, подтверждающие факт утраты документа о квалификации (для документа, по которому подтвержден факт утраты);

сведения, подтверждающие факт обмена и уничтожения документа о квалификации (для документа, по которому подтвержден факт обмена и уничтожения).

Формирование и ведение ФРДО осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (оператор информационной системы).

До настоящего времени оператором информационной системы не создан модуль ДПО, позволяющий вносить в ФРДО сведения о выданных документах о квалификации. По итогам совещания в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки по вопросам развития ФРДО, состоявшегося 15.12.2017, введение в эксплуатацию указанного модуля запланировано оператором информационной системы с 1 января 2019 года.

Алгоритм внесения сведений в ФРДО для организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования, в настоящее время не разработан. Предполагается, что до введения в эксплуатацию модуля ДПО будет осуществлена его предварительная апробация. Вместе с тем, рекомендуем ознакомиться с порядком подключения к ФРДО, существующим в настоящее время для образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций (среднего профессионального образования) и общеобразовательных организаций. Методические документы размещены на сайте Федерального института оценки качества образования, сайте Федерального центра тестирования, информационном портале подключения к ФИС ФРДО и ФИС ГИА и защиты передачи данных.