A A A
C C C C C
Шрифт: Arial Times New Roman
Изображения: Вкл. Выкл.

Ответы на вопросы, заданные в рамках семинара в сфере профессионального обучения 06.12.2018

Обращаем внимание, что Департамент образования Ивановской области не является органом, уполномоченным на дачу разъяснений законодательства  в сфере образования.  В соответствии Положением о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 884, Министерство просвещения Российской Федерации вправе давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к сфере его деятельности.

1. Может ли организация дополнительного профессионального образования провести переподготовку своих преподавателей?

Законодательством Российской Федерации об образовании не предусмотрен запрет обучения педагогических работников по образовательным программам, реализуемым образовательной организацией или организацией, осуществляющей обучение, с которой педагогические работники связаны трудовыми или гражданско-правовыми отношениями.
Таким образом, организация дополнительного профессионального образования может иметь в числе слушателей по программам повышения квалификации и (или) программам профессиональной переподготовки своих педагогических работников.

2. Если привлекаются специалисты по гражданско-правовым договорам, необходима ли для них справка об отсутствии судимости?

Статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации  установлено, что к педагогической деятельности не допускаются лица:
- имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части.
Статьей 65 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю в том числе справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Действительно, в соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера.
Вместе с тем, следует исходить из того, что ограничение на осуществление педагогической деятельности, установленное ст. 331 ТК РФ, обусловлено спецификой педагогической деятельности, содержание которой составляют обучение и воспитание граждан в соответствии с требованиями морали, общепризнанными ценностями уважения к закону и правам других лиц и направлено на защиту общественных интересов и прав обучающихся (определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2010 № 127-О-О).
Педагогическая деятельность может осуществляться не только в рамках трудового права, но и гражданского права. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» применяется общее понятие «педагогические работники», что не означает, что речь идет лишь о работниках, состоящих с образовательной организацией в трудовых отношениях.
Учитывая изложенное и исходя из целей установления ограничения на осуществление педагогической деятельности, запрет на осуществление лицами, имеющими (имевшими) судимость, педагогической деятельности установлен вообще, а не только на трудоустройство таких лиц.
По данному вопросу имеется сложившаяся в Департаменте образования Ивановской области судебная практика, когда образовательная организация была привлечена к административной ответственности за несоблюдение лицензионного требования к квалификации педагогического работника, с которым заключен договор гражданско-правового характера, в части отсутствия в отношении указанного педагогического работника справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
Однако законодательство не устанавливает обязанности физического лица, с которым заключается гражданско-правовой договор на оказание преподавательских услуг, представлять справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.  Тем не менее, в рассматриваемой ситуации, во избежание претензий со стороны контролирующих органов целесообразно обратиться к преподавателю, с которым заключается гражданско-правовой договор с просьбой, чтобы он представил данный документ в добровольном порядке.
К сведению:
В тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (часть четвертая ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, в таком случае, требования ТК РФ, в том числе и требование по предоставлению указанной справки, становятся для сторон указанного договора обязательными.

3. Если наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, менялось в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» на ЧОУ ДПО, необходимо ли менять бланк санитарно-эпидемиологического заключения?

В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Пункт 10 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок») содержит следующие положения.
Санитарно-эпидемиологические заключения подлежат переоформлению в случаях реорганизации, изменения наименования, места нахождения юридического лица, изменения фамилии, имени и (в случае если имеется) отчества, места жительства индивидуального предпринимателя, являющихся изготовителями продукции или осуществляющих деятельность по оказанию работ (услуг), получателями санитарно-эпидемиологических заключений, изменения наименования, области применения продукции.
Для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения указанными лицами подается заявление о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения с приложением документов, подтверждающих изменения.
При переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения выдается санитарно-эпидемиологическое заключение с присвоением нового номера и даты с указанием в тексте санитарно-эпидемиологического заключения реквизитов (номера и даты выдачи) санитарно-эпидемиологического заключения, взамен которого выдается новое.
При переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения, переоформляемое санитарно-эпидемиологическое заключение подлежит возврату в орган Роспотребнадзора по месту получения санитарно-эпидемиологического заключения.
Таким образом, в случае изменения наименования юридического лица санитарно-эпидемиологическое заключение подлежит переоформлению.
Следует также обратить внимание на важность переоформления в данном случае, поскольку в случае проведения плановых или внеплановых проверок (в том числе в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, в том числе по переоформлению лицензии) в отношении юридического лица Департаментом образования Ивановской области в рамках межведомственного взаимодействия запрашивается информация в управлении Роспотребнадзора. И в случае несоответствия наименования юридического лица, указанного в лицензии на осуществление образовательной деятельности и в санитарно-эпидемиологическом заключении, указанный факт расценивается как несоответствие лицензионному требованию (отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения).

4. Если реализация программы профессионального обучения осуществляется на промышленных предприятиях (практическое обучение), как быть с санитарно-эпидемиологическим заключением на эти производственные площадки?

При рассмотрении данной ситуации следует разграничить понятие «практическое обучение» на два – практические занятия (семинары, лабораторные работы, использование тренажеров, иного оборудования и т.п.), проводимые педагогическими работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность, и практика  обучающихся на предприятиях, в организациях по профилю профессионального обучения.
Теоретические и практические занятия направлены на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий), что составляет содержание программы профессионального обучения, то есть ее непосредственную реализацию.
Практические занятия проводятся мастерами производственного обучения и (или) преподавателями профессиональных дисциплин.
Места проведения практических занятий в рамках реализации программы профессионального обучения являются местами осуществления образовательной деятельности, следовательно, должны соответствовать установленным лицензионным требованиям:
- наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности;
- наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;
- наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности;
- наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (для образовательных организаций наличие заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности;
- наличие заключения Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям - для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств.
Практика (учебная и (или) производственная) является видом учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Как правило, прохождение практики осуществляется на производстве, в организациях по профилю профессионального обучения. Между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и производственной площадкой (местом проведения практики) заключается соответствующий договор, в рамках которого производственная площадка предоставляет рабочие места обучающимся, назначает руководителей практики, определяет из числа своих высококвалифицированных работников наставников, помогающих обучающимся овладевать практическими навыками и компетенцией.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, контролирует организацию прохождения практики, не привлекая к процессу своих педагогических работников в качестве участников образовательного процесса.
Места прохождения практики в данном случае не рассматриваются как места осуществления образовательной деятельности, следовательно, в отношении них оценка соответствия установленным лицензионным требованиям не осуществляется. Места проведения практики, рабочие места обучающихся в данном случае должны соответствовать требованиям техники безопасности, охраны труды и иным нормам и требованиям в зависимости от вида производственной деятельности. Однако оценка соответствия указанным требованиям и нормам не входит в предмет проверки в рамках лицензионного контроля за осуществлением образовательной деятельности.
В случае если, например, при прохождении учебной практики в процессе участвуют педагогические работники организации, осуществляющей образовательную деятельность, то есть практика осуществляется на базе организации, осуществляющей образовательную деятельность, то в данном случае остается обязательным требование о соответствии мест проведения практики установленным лицензионным требованиям, которые указаны выше.

5. Какие документы выдаются по результатам освоения основной программы повышения квалификации?

В вопросе некорректно сформулировано наименование образовательной программы. Поэтому рассмотрим два случая – в рамках профессионального обучения (где реализуются основные программы профессионального обучения) и в рамках дополнительного профессионального образования (где реализуются дополнительные профессиональные программы).
Программа повышения квалификации рабочих и служащих осуществляется в рамках профессионального обучения, является одним из видов образовательных программ профессионального обучения. В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего. Кроме того, пунктом 13  Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 № 292, предусмотрено, что лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд или класс, категория по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.
В рамках дополнительного профессионального образования реализуется программа повышения квалификации. В соответствии с частью 15 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно освоившим программу повышения квалификации и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.
И в том,  и в другом случае указанные документы относятся к документам о квалификации. В соответствии с законодательством об образовании образцы документов о квалификации устанавливаются самостоятельно организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

6. Организации отказываются подписывать договор на обучение, одной из сторон которого выступает обучающийся, мотивируя тем, что это влечет для работника обязательность налогообложения на доходы физических лиц. Кроме того, государственные заказчики при размещении закупок также не предусматривают включение в текст контракта перечня граждан, направляемых на обучение. Как на такие нарушения требований содержания договора реагирует орган контроля и надзора?

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана обеспечить открытость и доступность образца договора об оказании платных образовательных услуг и документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе.
Таким образом, обязанность по заключению договора об оказании платных образовательных услуг и ответственность за соответствие его содержания требованиям законодательства лежит на образовательной организации.
Договор об оказании платных образовательных услуг заключается в простой письменной форме и должен содержать сведения, предусмотренные пунктом 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
В частности, договор об оказании платных образовательных услуг должен содержать сведения о фамилии, имени, отчества (при наличии) обучающегося (обучающихся), его (их) месте жительства, телефоне (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору).
В соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Заключение договора об оказании платных образовательных услуг с несоблюдением требований, предъявляемых к договору, предусмотренных пунктами 12, 13 и 15 Правил оказания платных образовательных услуг, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил оказания платных образовательных услуг).
Таким образом, риск ответственности за несоответствие содержания договора об оказании платных образовательных услуг, даже если он заключен по результатам торгов, лежит на организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В случае заключения договора об оказании платных образовательных услуг между образовательной организацией и заказчиком в пользу нескольких обучающихся, рекомендуем заключать трехсторонний договор – в качестве третьей стороны указывать «Обучающиеся (или Слушатели при ДПО) в соответствии с Перечнем обучающихся (или слушателей при ДПО) (приложение № ___ к Договору)». В соответствующем приложении предусмотреть сведения о фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого обучающегося, его  месте жительства, телефоне и в обязательном порядке его личную подпись.
При заключении договора об оказании платных образовательных услуг по результатам торгов, в случае несоответствия формы договора установленных правилам, рекомендуем настаивать на заключении дополнительного соглашения к основному договору с включением в дополнительное соглашение сведений об обучающихся, направляемых заказчиком по договору.
Учитывая неоднократные обращения в управление контроля и надзора в сфере образования по обозначенной выше проблеме (несоответствия формы договора по результатам торгов), Департамент образования Ивановской области направит в адрес учреждений, размещающих закупки на образовательные услуги с целью содействия занятости населения, письмо с указанием необходимости соблюдения Правил  оказания платных образовательных услуг в части содержания договора.
По вопросу налогообложения на доходы физических лиц, выступающих стороной по договору об оказании платных образовательных услуг. В соответствии с пунктом 21 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц –  суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным образовательным программам в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, либо иностранных организациях, имеющих право на ведение образовательной деятельности. То есть если у организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучается физическое лицо, имеется действующая лицензия на осуществление образовательной деятельности, то сумма оплаты по договору об оказании платных образовательных услуг не облагается налогом на доходы физических лиц.
Обращаем внимание, что Департамент образования Ивановской области не обладает компетенцией по вопросам налогообложения, поэтому за получением разъяснений по указанному вопросу рекомендуем обратиться в компетентные налоговые органы.

7. Если при заключении договора на оказание услуг с юридическим лицом делается скидка от существующей стоимости, то это прописывается в договоре или только в локальном акте?

В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» договор об образовании, заключаемый при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (договор об оказании платных образовательных услуг), должен содержать информацию о полной стоимости платных образовательных услуг и порядке их оплаты.
Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, в том числе полная стоимость обучения, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» на дату заключения договора, а именно информации, указанной в документе об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе.
В соответствии с пунктом 7 Правил оказания платных образовательных услуг исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств исполнителя, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося.
В случае снижения стоимость платных образовательных услуг в процессе предоставления данных услуг, данное изменение вносится в договор посредством заключения дополнительного соглашения.

8. Можно ли заключать договор с юридическим лицом на календарный год, а конкретные образовательные программы оговаривать в приложении или дополнительном соглашении?

Договор об оказании платных образовательных услуг заключается в простой письменной форме и должен содержать сведения, предусмотренные пунктом 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
В частности, договор об оказании платных образовательных услуг должен содержать сведения о виде, уровне и (или) направленности образовательной программы (части образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности).
В соответствии с нормами гражданского законодательства изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. Соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Таким образом, при соблюдении требований к содержанию договора об оказании платных образовательных услуг в части включения в него обязательных сведений стороны вправе предусмотреть иные условия как в самом договоре, так и в дополнительном(-ых) соглашении(-ях) к нему.

9. Если выявляется несколько нарушений, относящихся к разным составам административных правонарушений, то они суммируются или лицо привлекается по наибольшей санкции (какая практика в регионе)?

Департамент образования Ивановской области в соответствии с действующим административным законодательством не является органом, уполномоченным на привлечение юридических и физических лиц к административной ответственности.
Назначение административных наказаний за совершение административных правонарушений в сфере образования является прерогативой суда (мировых судей либо районных судов в зависимости от состава административного правонарушения).
В рамках осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования и лицензионного контроля за осуществлением образовательной деятельности уполномоченными должностными лицами Департамента образования Ивановской области при обнаружении признаков составов административных правонарушений составляются протоколы об административных правонарушениях в отношении каждого случая выявленного нарушения. Протоколы об административных правонарушениях составляются как в отношении юридического лица – организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и в отношении должностного лица такой организации (как правило, в отношении руководителя организации).
В соответствии с порядком, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составленные уполномоченными должностными лицами Департамента образования Ивановской области протоколы об административных правонарушениях направляются для их рассмотрения в судебные органы.
Порядок назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений предусмотрен статьей 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой определены случаи назначения более строгого административного наказания при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы нескольких административных правонарушений.

10. Срок действия свидетельства о прохождении мастером производственного обучения подготовки на право обучения водителей автотранспортных средств? По истечении этого срока мастеру производственного обучения необходимо повторно проходить обучение или достаточно пройти повышение квалификации?

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» программы профессионального обучения могут реализовывать только педагогические работники, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678, к педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке водителей (далее – автошкол), относятся преподаватели и мастера производственного обучения.
В соответствии с пунктом 21.3. Правил Дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, «обучающий (мастер производственного обучения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории».
Согласно части 5 статьи 111 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» со дня вступления в силу данного Федерального закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, в контексте законодательства Российской Федерации об образовании документом на право обучения вождению транспортного средства соответствующей категории  является удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке по программе соответствующей направленности. Обращаем внимание, что требование о наличии  документа на право обучения вождению транспортного средства не относится к преподавателям, а относится только к мастеру производственного обучения, который непосредственно осуществляет практическое обучение обучающихся.
Свидетельство о прохождении обучения на право обучения водителей автотранспортных средств в качестве документа о квалификации в соответствии с действующим законодательством об образовании не предусмотрено.
В соответствии с частью 11 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
К документам о квалификации в контексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и применительно к рассматриваемой ситуации относятся удостоверение о повышении квалификации и диплом о профессиональной переподготовке.
Действующим законодательством об образовании не предусмотрен срок действия документа о квалификации, таким образом проходить мастерам производственного обучения повторно обучение на соответствие установленному требованию не требуется. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» периодичность прохождения дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности предусмотрена лишь в рамках реализации трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников (не реже чем один раз в три года). То есть в рамках выполнения данной нормы права (часть 5 статьи 47) работодатель обязан направить педагогических работников на обучение по программе повышения квалификации и (или) программе профессиональной переподготовки.

11. Документ о прохождении мастером производственного обучения подготовки на право обучения водителей автотранспортных средств должен быть установленного образца, этот документ надо заказывать в специальной организации, имеющей лицензию на их изготовление, или можно заказать бланки свидетельств в обычной типографии?

Как было указано в ответе на вопрос № 10 в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании документом на право обучения вождению транспортного средства соответствующей категории является удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке по программе соответствующей направленности.
И в том,  и в другом случае указанные документы относятся к документам о квалификации. В соответствии с законодательством об образовании образцы документов о квалификации устанавливаются самостоятельно организациями, осуществляющими образовательную деятельность (например, утверждаются локальным актом организации).
Законодательством об образовании не установлена обязательность выдачи образовательной организацией документа о квалификации, являющегося защищенным от подделок полиграфической продукцией.
Вместе с тем, Минобрнауки России в своих Методических рекомендациях по разработке, заполнению, учету и хранению документов о квалификации (письмо Минобрнауки России от 12.03.2015 № АК-610/06) указало, что использование бланков, являющихся защищенной от подделок полиграфической продукцией, позволяет:
- облегчить процесс подтверждения подлинности полученной квалификации конкретным лицом, работодателями, кадровыми службами и др.;
- экономить бюджеты образовательных организаций;
- повысить имидж дополнительного профессионального образования, профессионального обучения в условиях рамочной регламентации образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования. профессионального обучения;
- установить подлинность изготовленного бланка в связи со строгой отчетностью предприятий-изготовителей перед лицензирующим органом, что минимизирует выпуск фальшивых бланков недобросовестными хозяйствующими субъектами.
Разработкой бланков документов, являющихся защищенной полиграфической продукцией, в соответствии с требованиями действующего законодательства в Российской Федерации занимаются предприятия-изготовители, лицензиаты ФНС России. Перечень необходимых требований к защищенной полиграфической продукции содержится в приказе Министерства финансов Российской Федерации от 07.022003 № 14н «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 817», а также в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 54109-2010 «Защитные технологии. Продукция полиграфическая защищенная. Общие технические требования», введенном в действие приказом Росстандарта от 21.12.2010 № 803-ст «Об утверждении национального стандарта».
Реестр предприятий-изготовителей защищенной полиграфической продукции находится на официальном сайте ФНС России по адресу: www.nalog.ru.
Письмо Минобрнауки России от 12.03.2015 № АК-610/06 размещено в пакете раздаточного материала участника семинара.

12. При первичном обучении на мастера производственного обучения или преподавателя по подготовке водителей автотранспортных средств ему выдается свидетельство о прохождении такого обучения или документ о повышении квалификации?

Указанный вопрос рассмотрен в рамках вопросов № 10 и № 11.
В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании документом на право обучения вождению транспортного средства соответствующей категории является удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке по программе соответствующей направленности.

13. Как в управлении контроля и надзора в сфере образования Департамента образования Ивановской области проходит День открытых дверей? Необходимо ли предварительно записываться?

День открытых дверей организован управлением контроля и надзора в сфере образования Департамента образования Ивановской области с целью оказания консультационной помощи подконтрольным субъектам и (или) лицам, планирующим осуществлять образовательную деятельность. Указанное мероприятие относится также к числу профилактических мероприятий, проводимых в рамках реализации ежегодной  Программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования.
День открытых дверей проводится в последний понедельник каждого месяца. В случае если необходима очная консультация специалистов управления контроля и надзора в сфере образования, то рекомендуем заранее обозначить вопросы, которые требуют детального рассмотрения или комментариев, и записаться на определенный период времени. Указанный подход позволит оперативно предоставить заявителю необходимую информацию, основывающуюся на законодательных актах в сфере образования.
Для записи на мероприятие и направления списка вопросов можно воспользоваться следующими контактными данными:
Место нахождения управления: г. Иваново, пл. Революции, д. 2/1.
График работы: понедельник-четверг с 9.00 до 18.00 (перерыв с 13.00 до 13.45), пятница с 9.00 до 16.45 (перерыв с 13.00 до 13.45).
Электронный адрес управления: ivobrnadzor@gmail.com (желательно обозначить в теме письма «День открытых дверей»).
Отдел лицензирования, аккредитации и подтверждения документов – тел. (4932) 41-49-95, 41-94-56.
Отдел надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования – тел. (4932) 48-27-42.

Обращаем ваше внимание, что ответы даны на основании действующего по состоянию на 28.12.2018 законодательства Российской Федерации в сфере образования.