A A A
C C C C C
Шрифт: Arial Times New Roman
Изображения: Вкл. Выкл.

Ответы на вопросы, поступившие в ходе семинара

1. Что представляет собой независимая оценка качества образования, как контролируется? Каков порядок осуществления процедуры и размещения информации о результатах независимой оценки качества образования?

Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

Независимая оценка качества образования включает в себя:

1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;

2) независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования либо органами местного самоуправления и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности и оценке деятельности руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Порядок проведения независимой оценки качества образования, устанавливается организациями, осуществляющими данную процедуру.

Состав информации о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, включая единые требования к такой информации, и порядке ее размещения, а также требованиях к качеству, удобству и простоте поиска указанной информации на официальных сайтах образовательных организаций, установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.05.2019 № 66н.

 

2. При поверке учреждения по лицензированию (первая плановая проверка после получения лицензии) будет ли проверяться сайт организации?

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 07.12.2017 № 1197 «Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению лицензионного контроля  за образовательной деятельностью» при осуществлении лицензионного контроля за образовательной деятельностью должностные лица уполномоченного органа имеют право проводить анализ информации, размещенной на официальном сайте образовательной организацией в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с целью оценки соответствия организации, осуществляющей образовательную деятельность, установленным лицензионным требованиям.

Кроме того,  в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». То есть обязанность по информационной открытости возникает у образовательной организации с момента получения лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Указанная обязанность в силу положений статьи 21 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» распространяется и на организации, осуществляющие обучение, и на индивидуальных предпринимателей (привлекающих педагогических работников).

 

3. Необходимо ли на официальном сайте организации дополнительного образования устанавливать модуль по обработке персональных данных посетителей сайта?

Требования к содержанию и порядку размещения информации на официальных сайтах образовательных организаций, предусмотренные законодательством в сфере образования, установлены Правилами размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 (далее – Правила), и Требованиями к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утвержденными приказом Федеральной службы в сфере образования и науки Российской Федерации от 29.05.2014 № 785.

Указанные нормативные документы не содержат требований о созданий на официальных сайтах образовательных организаций модуля по обработке персональных данных посетителей сайта.

Однако, пунктом 9 Правил предусмотрено, что при размещении информации на официальном сайте и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Здесь норма о защите персональных данных применима в отношении сотрудников образовательной организации, чьи персональные данные размещаются на официальном сайте образовательной организации.

Персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (работнику, обучающемуся, гражданину). Обработка таких данных (любое действие с ними) допускается в определенных статьей 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» случаях. Например, наиболее распространенные случаи обработки персональных данных:

- обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

- осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

Действующие нормативные правовые акты выдвигают требования к раскрытию на сайте  информации о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии), персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы, поэтому указанная информация может быть размещена на сайте без согласия субъектов персональных данных. Если же могут понадобиться дополнительные данные (для более полной картины), придется заручиться письменным согласием работников на такое размещение.

Что касается обработки персональных данных посетителей сайта, то вопрос уже относится к компетенции Роскомнадзора. Вот некоторые основные правила

Владелец сайта является оператором обработки персональных данные, если он использует на своем сайте «сборники» персональных данных:

- формы подписки на рассылку (имя + email, телефон и т.д.);

- личный кабинет посетителя (имя + адрес, телефон и т.д.);

- форма заявки или обратной связи (имя + email или телефон);

- системы онлайн-чат, онлайн-консультант (имя + email, телефон и т.д.);

- форма размещения комментариев в блоге (имя + email или адрес сайта).

Если что-то из этого есть на сайте и требует от посетителей ввода персональных данных, то владелец сайта автоматически признаётся оператором.

Законодатель предъявляет 3 главных требования для соблюдения законодательства о защите персональных данных:

- составить политику конфиденциальности и разместить её на сайте;

- уведомить Роскомнадзор о сборе персональные данные (статья 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»);

- при сборе данных брать согласие с посетителей сайта.

Если на сайте собираются cookies, геотеги, ip и другие данные для систем аналитики, то  на сайте желательно вывесить дисклеймер - это уведомление, которое всплывает при заходе на сайт. В дисклеймере указывается, какие данные собираются и зачем они нужны,

просьба покинуть сайт, если эти условия не устраивают посетителя.

Также законодательством предусмотрено требование хранить базы персональных данных только на серверах, расположенных на территории РФ (российский хостинг, российские серверы используемых CRM-систем).

Рекомендуем за подробной консультацией по вопросу обработки персональных данных посетителей сайта обратиться в компетентный орган – территориальный отдел Роскомнадзора.

 

4. Педагоги-организаторы реализуют дополнительную общеобразовательную программы в рамках совмещения, не занимая штатной должности педагога дополнительного образования. Допустимо ли это?

Данная ситуация не допустима как в рамках трудового законодательства РФ, так и в рамках соблюдения образовательной организацией лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.

В соответствии со ст. 282 ТК РФ совместительством признается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора  в свободное от основной работы время. Данная работа может выполняться работником как по месту его основной работы (внутреннее совместительство), так и у других работодателей (внешнее совместительство).

При реализации как внутреннего, так и внешнего совместительства наличие в штате должности педагогического работника обязательно.

По общему правилу, установленному ст. 284 ТК РФ, продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день или 20 часов в неделю. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену).

Продолжительность работы по совместительству для педагогических работников в течение месяца определяется по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, для тех работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, - 16 часов работы в неделю.

Отсутствие в рассматриваемой ситуации в штате должности педагогического работника также будет являться нарушением лицензионного требования, предусмотренного пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», - наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Трудовым законодательством РФ предусмотрена возможность осуществления работником дополнительной работы в порядке совмещения.

На работников распространяются требования ст. 60.2 и 151 ТК РФ, согласно которым с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

При этом дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей), а дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться расширения зон обслуживания,  увеличения объема работ.

Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по той же профессии (должности).

Однако, в указанном случае совмещаемая должность так же должна быть предусмотрена штатным расписанием.

 

5. Что делать руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность, если сотрудник отказывается в силу своих убеждений делать профилактические прививки?

Согласно пункту 1 статью 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусмотрено право гражданина на отказ от профилактических прививок. Никто не вправе заставить человека делать прививку от гриппа, кори или иной болезни.

Действительно, работники, как и любые другие граждане, вправе отказаться от проведения вакцинации, но, с другой стороны, законом на юридические лица и индивидуальных предпринимателей при осуществлении предпринимательской деятельности, эксплуатации зданий, сооружений, оказании услуг и выполнении работ возложена обязанность соблюдения санитарных норм. Работодатели обязаны обеспечивать безопасные для работников условия труда (ст. 22, ст. 212 Трудового кодекса), оказывать услуги, проводить работы и производить продукцию, безопасные для потребителей и иных лиц (ст. 11, ст. 24, ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

А это невозможно без вовлечения работодателя в проведение санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий с целью предотвращения массовой заболеваемости инфекционными болезнями, которые могут причинить значительный вред здоровью и жизни граждан. Потому на юридические лица и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность разрабатывать и проводить названные мероприятия, включающие в себя и проведение вакцинации как составной части иммунопрофилактики инфекционных болезней (ст. 1 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Работодатель должен отследить прохождение работником вакцинации. Если сотрудник такого работодателя находится в зоне риска заражения опасным заболеванием из-за отказа вакцинации, то под угрозу ставится жизнь и здоровье других работников (что создает опасные условия труда), обучающихся и третьих лиц, которые могут быть связаны с работодателем.

С одной стороны, прививка дело добровольное и гражданин вправе отказаться от вакцинации, с другой – работодатель обязан принимать участие в иммунопрофилактике инфекционных заболеваний, которая невозможна в полной мере без проведения вакцинации сотрудников. 

На законодательном уровне устанавливается перечень работ и категории работников, которые подлежат профилактической вакцинации. Поэтому работодателям рекомендуется периодически отслеживать изменения в соответствующих нормативных правовых актах. Речь идет, прежде всего, о:

а) перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, который установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825;

б) национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Минздрава России от 21.03.2014 № 125н).

Данные нормативные правовые акты дополняют друг друга, поскольку перечень не уточняет, какие конкретно виды прививок должны быть у сотрудников, а лишь указывает, в каком случае проведение вакцинации обязательно.

Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, попадают под вакцинацию независимо от территории их осуществления.

Календарь прививок, в отличие от перечня, конкретно указывает, какой вид прививки должен быть у определенной категории работников. Национальный календарь профилактических прививок – общий, касается определенной категории работников независимо от территории проживания. Календарь прививок по эпидемическим показаниям устанавливает виды прививок, которые делаются работникам, в зависимости от территории осуществления работ; или, если работа связана с повышенным риском заражения конкретным заболеванием.

Так, например, «общими» являются прививки против гриппа и кори.

Работники образовательных организаций подлежат вакцинации против гриппа, вакцинации и ревакцинации от кори.

Вакцинация и ревакцинация против кори проводится только в случае, если работник не болел ранее корью, не прививался, прививался однократно, или у работника нет сведений о проведении иммунизации.

Работодатель не вправе заставлять работника сделать прививку, но при этом должен отстранить такого работника от работы, а соискателю отказать в приеме на работу (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"). То есть работодатель обязан принять меры по соблюдению требований закона.

То есть работодатель, чтобы избежать ответственности, должен подтвердить, что он:

а) потребовал от работников соблюдения требований закона о проведении вакцинации (это можно сделать разными способами вплоть до направления письменного уведомления);

б) получил от работников, отказавшихся от прививки, письменный отказ от прохождения вакцинации;

в) отстранил работников, не прошедших вакцинацию от работы. Стоит отметить, что при этом работодатель не вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности, поскольку работник не совершает дисциплинарный проступок, отказываясь от прививки, в смысле ст. 192 ТК РФ, а реализует свое законное право уклониться от вакцинации.

Отстранение осуществляется в порядке ст. 76 ТК РФ до прохождения работником вакцинации без сохранения за работником заработной платы.

При несоблюдении работодателем вышеуказанного алгоритма действий его могут привлечь к административной ответственности, в частности по ст. 6.3 КоАП и (или) вынести предписание (внести представление) об устранении нарушений.

Более того, работодатели, у которых трудятся работники, подлежащие обязательной вакцинации, обязаны направлять списки работников ежегодно (в сентябре-октябре) в лечебно-профилактические организации для целей планирования мероприятий по вакцинации (п. 5.6 СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней"), а за уклонение от этого организацию или ИП могут привлечь к административной ответственности.

Итак,

1. На работодателя возложена обязанность отслеживать, подлежат ли его работники обязательной вакцинации. В этом поможет как изучение законодательства, в частности национального календаря профилактических прививок, так и обращение за разъяснениями в территориальные отделения Роспотребнадзора или ГИТ.

2. При наличии таких работников необходимо организовать условия для прохождения их вакцинации (предоставление свободного оплачиваемого дня, организация вакцинации на рабочем месте, организованная доставка в медицинскую организацию для вакцинации и т.п.). Для этого либо издается письменный приказ о проведении массовой вакцинации в организации или же работники письменно уведомляются о необходимости пройти вакцинацию, например, от гриппа. Работникам при этом гарантируется сохранение среднего заработка (ст. 185 ТК РФ применяется по аналогии) при предоставлении специального дня работникам или организованной вакцинации в медицинской организации. Вакцинация, как правило, осуществляется бесплатно по государственным программам. Впрочем, работодатель, вправе приобрести для сотрудников более дорогую вакцину по договору с медицинской организацией.

3. В случае отказа работника проходить вакцинацию, получить от него в письменном виде (заявление, отказ) с указанием причины (например, "нежелание" или "наличие медицинского противопоказания"). Работник не обязан подробно расписывать свои мотивы.

4. После этого отстранить сотрудника от работы (ст. 76 ТК РФ) при этом работодатель не вправе привлекать его к дисциплинарной ответственности. С согласия работника его можно перевести на выполнение иной работы (или в иную местность), если в этом случае не требуется проведения вакцинации (в порядке ст. 72.1-72.2 ТК РФ). При отсутствии такого согласия перевод не осуществляется.

При подготовке ответа использованы материалы информационно-правового портала ГАРАНТ.РУ»

 

6. Имеет ли срок действия справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям?

В соответствии со статьей 65 Трудового кодекса РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Согласно статье 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

- имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

Порядок получения справки предусмотрен приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования».

Указанный приказ не устанавливает срок действия справки. Срок действия справки также не содержится и в иных нормативных правовых актах.

Вместе с тем, следует учитывать  цель предоставления такой справки при поступлении на работу в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, - во-первых, не допустить нарушение трудового законодательства, а, во-вторых, создать безопасные условия осуществления образовательной деятельности в соответствии с установленными нормами и требованиями, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Справка также подтверждает наличие либо отсутствие фактов уголовного преследования по определенным статьям Уголовного кодекса РФ, что может произойти незадолго до трудоустройства работника в образовательную организацию. Поэтому в составе документов при приеме на работу рекомендуется принимать справку, максимально приближенную по дате к обращению к работодателю за трудоустройством. Данная практика отвечает целям правового регулирования. Однако, требовать данного условия, а тем более официально отказывать в трудоустройстве работнику работодатель не вправе. Это же в равной мере относится и к требованию периодического обновления работниками справок. Здесь работники вправе по собственному желанию предоставить данные справки.

Что касается вопроса о закреплении в локальном нормативном акте образовательной организации  положения о периодическом обновлении работниками справок, то вопрос является неоднозначным. Включение указанного требования может быть расценено контролирующими органами по вопросам трудового законодательства как ухудшение положения работника в сравнении с федеральным законодательством о труде.

По вопросу издания соответствующего локального нормативного акта рекомендует обратиться за консультацией в Государственную инспекцию труда.

 

7. Повышение стоимости платных образовательных услуг с учетом уровня инфляции прописывается отдельным пунктом договора или договор необходимо перезаключить с указанием другой стоимости?

В соответствии с подпунктом «з» пункта 12 и пунктом 8 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», договор о предоставлении платных образовательных услуг, заключенный в простой письменной форме, должен содержать полную стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты.

Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, договор о предоставлении платных образовательных услуг должен в обязательном порядке содержать информацию о полной стоимости образовательных услуг на момент заключения договора. Изменение в данном договоре стоимости образовательных услуг с учетом уровня инфляции возможно путем составления дополнительного соглашения к первоначальному договору о внесении изменения в полную стоимость образовательных услуг.

Рекомендуем следующий алгоритм действий:

1) издание приказа / распоряжения образовательной организации об увеличении стоимости образовательных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

2) заключение с потребителями образовательных услуг дополнительного соглашения к первоначальному договору о внесении изменения в полную стоимость образовательных услуг.

 

8. Каким образом утверждать и изготавливать документы об окончании дополнительных предпрофессиональных программ?

Рассматривать данный вопрос необходимо в двух направлениях в зависимости от вида реализуемых дополнительных предпрофессиональных программ – в области искусств  или в области физической культуры и спорта.

В области искусств. В соответствии с частью 14 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство об освоении этих программ.

Форма свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств утверждена приказом Министерства культуры Российской Федерации от 10.07.2013 № 975 «Об утверждении формы свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств».

То есть вид (свидетельство), форма документа об обучении и порядок его выдачи установлены на федеральном уровне. Образовательная организация не вправе выдавать иной документ об обучении.

В области физической культуры и спорта. Приказом Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» предусмотрено, что по окончании обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта обучающемуся (выпускнику) выдается документ, образец которого устанавливается образовательной организацией в соответствии с частью 15 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

То есть образовательная организация вправе самостоятельно локальным нормативным актом установить вид (название) документа об обучении (свидетельство/ диплом/ удостоверение и т.д.), утвердить его образец, установить порядок выдачи.

Что касается порядка изготовления бланков документов об обучении, то законодательством не установлены обязательные требования. В качестве рекомендованных можно использовать следующие положения:

- документ об обучении может иметь разную форму, размер и цветовое оформление, которые самостоятельно определяются образовательной организацией;

- при разработке бланка документа об обучении предусмотреть наличие серии и номера соответствующего бланка;

- заполнение бланков документов рукописным способом не рекомендуется;

- для учета выдаваемых бланков документов об обучении ведение книги регистрации документов (учет данных о наименовании образовательной программы, сроке обучения, годе поступления на обучение, годе окончания обучения).

По общему требованию законодательства в сфере образования за выдачу документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.

 

9. На соревнованиях обучающиеся, зачисленные на дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности, выполняют нормативы, и им можно присвоить разряд. Какие нормативные документы необходимо разработать для присвоения разряда и выдачи разрядной книжки обучающегося?

Содержание норм и требований, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта, а также условия выполнения этих норм и требований, порядок присвоения, лишения, восстановления спортивных званий и спортивных разрядов по различным видам спорта определены приказом Министерства спорта Российской Федерации от 20.02.2017 № 108 «Об утверждении Положения Единой всероссийской спортивной классификации».

Спортивные разряды "первый юношеский спортивный разряд", "второй юношеский спортивный разряд", "третий юношеский спортивный разряд" присваиваются сроком на 2 года физкультурно-спортивными организациями, организациями, осуществляющими спортивную подготовку, или образовательными организациями (за исключением военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта), по представлению для присвоения спортивного разряда, подписанному тренером-преподавателем (включая старшего), педагогом дополнительного образования (включая старшего), руководителем физического воспитания, тренером, или по обращению спортсмена или его законного представителя, по месту жительства спортсмена или по месту нахождения физкультурно-спортивной организации, организации, осуществляющей спортивную подготовку или образовательной организации.

При присвоении спортивного разряда образовательной организацией выдается нагрудный значок соответствующего спортивного разряда и зачетная классификационная книжка. Зачетная классификационная книжка выдается один раз при первом присвоении юношеских или второго, или третьего спортивных разрядов и при первом присвоении первого спортивного разряда или КМС.

Сведения о присвоении спортивного разряда заносятся в зачетную классификационную книжку спортсмена и заверяются печатью (при наличии) и подписью руководителя образовательной организации или лица, уполномоченного образовательной организацией, присвоившей спортивный разряд.

Зачетная классификационная книжка спортсмена в силу положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не является документом об обучении. Соответственно наличие либо отсутствие порядка ее выдачи не является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Обращаем Ваше внимание, что зачетная классификационная книжка спортсмена не может подменять собой документ об обучении, выдаваемый по итогам реализации дополнительной общеобразовательной программы.

По вопросу установления порядка присвоения спортивного разряда, действующего образца  зачетной классификационной книжки спортсмена рекомендуем обратиться за консультацией в Департамент спорта Ивановской области.