Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях (апостиль)
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность
Способы подачи заявления и прилагаемых к нему документов и (или) сведений
График приема посетителей за получением результата государственной услуги
Легализация документа — совершение действий, придающих документу юридическую силу. Легализация иностранных документов:
- Апостиль — специальный знак, проставляющийся на официальных документах некоммерческого характера, исходящих от учреждений и организаций стран-участниц Гаагской конвенции об отмене требований легализации иностранных официальных документов.
- Консульская легализация — это один из способов легализации документов при внешнеэкономической деятельности. Аналогичен апостилю. В отличие от апостиля применяется при документообороте с организациями, происходящими из стран, не являющихся участницами Гаагской конвенции об отмене требований легализации иностранных официальных документов (подписана 5 октября 1961 года). По сравнению с апостилем, является более сложной двусторонней процедурой.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28.11.2015 № 330-ФЗ "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации" апостиль - штамп, соответствующий требованиям Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 года и указанного Федерального закона, проставляемый компетентным органом на российском официальном документе или на отдельном листе, скрепляемом с этим документом, и удостоверяющий подлинность подписи и должность лица, подписавшего документ, и в надлежащем случае подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ
Технология проставления апостиля:
Результатом подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях является проставление апостиля на отдельных листах, скрепляемых с этими документами (в случае указания в заялении такой необходимости), и (или) в электронном виде путем создания электронной версии апостиля с двухмерным штриховым кодом и внесения компетентным органом соответствующих сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации".
В случае проставления бумажной версии апостиля на оригинале документа об ученой степени, ученом звании:
1. К документу об ученой степени, ученом звании прилагается лист апостиля (10 см × 10 см), содержащий информацию, предусмотренную типовым формуляром апостиля в Конвенции 1961 года (типовой образец);
2. В документе об ученой степени, ученом звании с приложенным листом апостиля пробивается отверстие;
3. Документ об ученой степени, ученом звании со скрепленным листом апостиля прошивается тесьмой красного цвета. На оборотной стороне листа апостиля проставляется штамп с указанием количества скрепленных листов. Далее лист апостиля (с обеих сторон) скрепляется печатью и подписью руководителя (заместителя руководителя) Департамента образования и науки Ивановской области.
При подаче заявления о подтверждении документа об ученой степени, ученом звании посредством сервиса ЕПГУ (портала Госуслуги) или реестра апостилей государственная услуга оказывается по реестровой моделе. Запись о проставленном апостиле в электронном виде на документе об ученой степени, ученом звании вносится в федеральную информационную систему «Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации», заявителю направляется реестровая выписка, подтверждающая внесение записи о проставленном апостиле в указанный реестр. При подаче заявления через ЕПГУ (портал Госуслуги) или реестра апостилей у заявителя сохраняется возможность запроса проставления апостиля в бумажном виде - для указанной процедуры потребуется представить в компетентный орган, куда направлялось электронное заявление, ОРИГИНАЛ документа об ученой степени, ученом звании. |
Апостиль свидетельствует:
- о подлинности подписи и наличия у должностного лица, подписавшего документ об ученой степени, ученом звании, полномочий на право его подписи;
- об определении подлинности печати, которой скреплен документ об ученой степени, ученом звании;
- об установлении факта выдачи документа об ученой степени, ученом звании лицу, указанному в этом документе в качестве его обладателя;
- о соответствии формы представленного документа об ученой степени, ученом звании форме документа об ученой степени, ученом звании, установленной на момент его выдачи;
- об установлении наличия в документе об ученой степени, ученом звании всех реквизитов и всей информации, наличие которых согласно законодательству Российской Федерации или СССР в области государственной научной аттестации или требованиям, установленным частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории инновационного центра «Сколково», являлось обязательным на момент его выдачи.
Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях путем проставления на них апостиля осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации независимо от места жительства заявителя и места нахождения организации, выдавшей документ об ученой степени, ученом звании. В Ивановской области данную государственную услугу оказывает Департамент образования и науки Ивановской области.
Для подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях принимаются выданные в РСФСР и Российской Федерации документы об ученых степенях, ученых званиях установленного в Российской Федерации или СССР государственного образца об ученых степенях, ученых званиях, документов об ученых степенях, выданных организациями в соответствии с пунктом 3.1 статьи 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".
Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях осуществляется по заявлениям граждан. К заявлению прилагаются документы и (или) сведения согласно пункту 5 Правил подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2023 № 1891.
За проставление апостиля уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, - 2500 рублей (за каждый документ).
При представлении заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях, не в полном объеме, неправильно заполненных, Департамент образования и науки Ивановской области в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления возвращает заявителю указанные документы без рассмотрения по существу. В случае если указанные документы представлены в полном объеме и правильно заполнены, Департамент образования и науки Ивановской области в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления принимает эти документы к рассмотрению.
В процессе подтверждения документа об ученой степени, ученом звании Департамент образования и науки Ивановской области проверяет сведения, указанные в этом документе, с использованием данных, содержащихся в федеральной информационной системе государственной научной аттестации (далее - информационная система аттестации), в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также взаимодействует с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, либо с иным органом государственной власти, либо с организацией, которые выдали представленный документ об ученой степени, ученом звании, либо с их правопреемниками (далее - орган или организация).
В случае отсутствия у Департамента образования и науки Ивановской области образца подписи, оттиска печати (при наличии) и информации о полномочиях должностного лица, подписавшего документ об ученой степени, ученом звании, и (или) сведений о документе об ученой степени, ученом звании в информационной системе аттестации Департамент образования и науки Ивановской области направляет в орган или организацию запрос о представлении соответствующей информации (далее - запрос). Запрос направляется в течение одного рабочего дня со дня установления Департаментом образования и науки Ивановской области факта отсутствия указанной информации, но не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации заявления. Запрос должен содержать наименование выданного документа об ученой степени, ученом звании и его реквизиты. К запросу прилагается копия соответствующего документа об ученой степени, ученом звании.
Орган или организация, которым был направлен запрос, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня его получения направить ответ в Департамент образования и науки Ивановской области.
В случае если в установленный срок компетентным органом не получен ответ на запрос, Департамент образования и науки Ивановской области в течение 2 рабочих дней со дня, следующего за датой представления ответа на запрос, направляет в орган или организацию повторный запрос о представлении соответствующей информации.
Срок проставления апостиля не может превышать 5 рабочих дней со дня регистрации Департаментом образования и науки Ивановской области заявления о подтверждении документа об ученой степени, ученом звании.
В случае необходимости направления Департаментом образования и науки Ивановской области запроса в соответствии с пунктом 12 Правил подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях (в случае отсутствия у Департамента образования и науки Ивановской области образца подписи и в надлежащем случае оттиска печати и информации о полномочиях должностного лица, подписавшего документ об ученой степени, ученом звании) срок проставления апостиля может быть продлен Департаментом образования и науки Ивановской области на срок, не превышающий 25 рабочих дней со дня регистрации заявления.
В случае продления срока проставления апостиля Департамент образования и науки Ивановской области в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о продлении срока проставления апостиля уведомляет об этом заявителя посредством единого портала, либо реестра апостилей, либо электронной почты заявителя, указанной в заявлении.
Сведения о результатах предоставления государственной услуги отображаются в федеральном реестре апостилей.
Основания для отказа в подтверждении документа об ученой степени, ученом звании.
Департамент образования и науки Ивановской области принимает решение об отказе в подтверждении документа об ученой степени, ученом звании по следующим основаниям:
а) документ не является выданным в РСФСР или Российской Федерации документом об ученой степени, ученом звании;
б) в документе об ученой степени, ученом звании отсутствует хотя бы один из реквизитов либо информация, наличие которых согласно законодательству Российской Федерации или СССР в области государственной научной аттестации или требованиям, установленным частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории инновационного центра "Сколково", являлось обязательным на момент выдачи указанного документа;
в) в документе об ученой степени, ученом звании есть опечатки и (или) ошибки;
г) должностное лицо, подписавшее документ об ученой степени, ученом звании, не обладало правом его подписания;
д) подпись должностного лица и (или) оттиск печати (при наличии) на документе об ученой степени, ученом звании не соответствуют образцам, имеющимся в компетентном органе;
е) в ответ на запрос получена информация о том, что документ об ученой степени, ученом звании не выдавался лицу, указанному в нем в качестве его обладателя;
ж) не представлены ответы на повторные запросы (за исключением случаев межведомственного взаимодействия);
з) в ответ на запрос получена информация об отсутствии образца подписи должностного лица и (или) оттиска печати (при наличии).
При принятии решения об отказе в подтверждении документа об ученой степени, ученом звании Департамент образования и науки Ивановской области в течение одного рабочего дня со дня принятия такого решения направляет заявителю посредством единого портала, либо реестра апостилей, либо электронной почты заявителя уведомление с указанием причин отказа и возвращает представленные заявителем документы.