A A A
C C C C C
Шрифт: Arial Times New Roman
Изображения: Вкл. Выкл.

Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации (апостиль)

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность

Способы подачи заявления и перечень прилагаемых к нему документов и (или) сведений

График приема посетителей за получением результата государственной услуги

Досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, или должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу

Легализация документа
 — совершение действий, придающих документу юридическую силу. Легализация иностранных документов:

  • Апостиль — специальный знак, проставляющийся на официальных документах некоммерческого характера, исходящих от учреждений и организаций стран-участниц Гаагской конвенции об отмене требований легализации иностранных официальных документов.
  • Консульская легализация — это один из способов легализации документов при внешнеэкономической деятельности. Аналогичен апостилю. В отличие от апостиля применяется при документообороте с организациями, происходящими из стран, не являющихся участницами Гаагской конвенции об отмене требований легализации иностранных официальных документов (подписана 5 октября 1961 года). По сравнению с апостилем, является более сложной двусторонней процедурой.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28.11.2015 № 330-ФЗ "О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации" апостиль - штамп, соответствующий требованиям Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 года и указанного Федерального закона, проставляемый компетентным органом на российском официальном документе или на отдельном листе, скрепляемом с этим документом, и удостоверяющий подлинность подписи и должность лица, подписавшего документ, и в надлежащем случае подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

Технология проставления апостиля:

Результатом подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации является проставление апостиля на отдельных листах, скрепляемых с этими документами (в случае указания в заялении такой необходимости), и (или) в электронном виде путем создания электронной версии апостиля с двухмерным штриховым кодом и внесения компетентным органом соответствующих сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации".

В случае проставления бумажной версии апостиля на оригинале документа об образовании и (или) о квалификации:

1. К документу об образовании и (или) о квалификации прилагается лист апостиля (10 см × 10 см), содержащий информацию, предусмотренную типовым формуляром апостиля в Конвенции 1961 года (типовой образец);

2. В документе об образовании и (или) о квалификации с приложенным листом апостиля пробивается отверстие;

3. Документ об образовании и (или) квалификации со скрепленным листом апостиля прошивается тесьмой красного цвета. На оборотной стороне листа апостиля проставляется штамп с указанием количества скрепленных листов. Далее лист апостиля (с обеих сторон) скрепляется печатью и подписью руководителя (заместителя руководителя) Департамента образования и науки Ивановской области.

При подаче заявления о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации посредством сервиса ЕПГУ (портала Госуслуги) или реестра апостилей государственная услуга оказывается по реестровой моделе. Запись о проставленном апостиле в электронном виде на документе об образовании и (или) о квалификации вносится в федеральную информационную систему «Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации», заявителю направляется реестровая выписка, подтверждающая внесение записи о проставленном апостиле в указанный реестр. При подаче заявления через ЕПГУ (портал Госуслуги) или реестра апостилей у заявителя сохраняется возможность запроса проставления апостиля в бумажном виде - для указанной процедуры потребуется представить в компетентный орган, куда направлялось электронное заявление, ОРИГИНАЛ документа об образовании и (или) о квалификации.

   Апостиль свидетельствует:

  • о подлинности подписи и наличия у должностного лица, подписавшего документ об образовании и (или) о квалификации, полномочий на право подписи;
  • в надлежащем случае об определении подлинности печати, которой скреплен документ об образовании и (или) о квалификации;
  • об установлении факта выдачи документа об образовании и (или) о квалификации лицу, указанному в документе в качестве его обладателя;
  • о соответствии  представленного документа об образовании и (или) о квалификации положениям законодательства СССР, РСФСР и Российской Федерации, устанавливающим требования к форме соответствующих документов, а также образцам форм документов, утверждение которых относится к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», на момент выдачи указанных документов;
  • об установлении наличия в документе об образовании и (или) о квалификации всех реквизитов, наличие которых согласно законодательству Российской Федерации или СССР в области образования являлось обязательным на момент его выдачи.

Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации путем проставления на них апостиля осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации независимо от места жительства заявителя и места нахождения организации, выдавшей документ об образовании и (или) о квалификации. В Ивановской области данную государственную услугу оказывает Департамент образования и науки Ивановской области.

Для подтверждения документов об образовании принимаются документы об образовании и (или) о квалификации, выданные российскими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также выданные в РСФСР и Российской Федерации документы  установленного в Российской Федерации или СССР государственного образца об образовании и (или) о квалификации.

Уважаемые заявители! Сообщаем, что Департамент образования и науки Ивановской области осуществляет процедуру подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, выданных российскими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также выданных в РСФСР и Российской Федерации документов установленного государственного образца об образовании и (или) о квалификации. Для подтверждения иностранных документов об образовании в России (признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве) необходимо обращаться в ФГБУ "Национальное аккредитационное агентство в сфере образования" (официальный сайт https://nic.gov.ru/).

Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации осуществляется по заявлениям граждан. К заявлению прилагаются документы согласно пункту 5 Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2023 № 1890.

За проставление апостиля уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, - 2500 рублей (за каждый документ).

При представлении заявления и документов, предусмотренных Правилами подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, не в полном объеме, неправильно оформленных и (или) неправильно заполненных, Департамент образования и науки Ивановской области в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления возвращает заявителю указанные документы без рассмотрения по существу. При представлении заявителем документов в полном объеме, правильно оформленных и заполненных, Департамент образования  и науки Ивановской области принимает указанные документы к рассмотрению в течение 1 рабочего дня со дня регистрации заявления.

В процессе подтверждения документа об образовании и (или) о квалификации Департамент образования и науки Ивановской области  проверяет сведения, указанные в этом документе, с использованием данных, содержащихся в федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (далее – ФИС ФРДО), в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также взаимодействует с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая выдала представленный документ об образовании и (или) о квалификации, или ее правопреемником (далее - организация). 

В случае отсутствия у Департамента образования и науки Ивановской области образца подписи и в надлежащем случае оттиска печати и информации о полномочиях должностного лица, подписавшего документ об образовании и (или) о квалификации, и (или) сведений о документе об образовании и (или) о квалификации в ФИС ФРДО Департамент образования и науки Ивановской области направляет организации запрос о представлении соответствующей информации (далее - запрос). Запрос направляется в течение одного рабочего дня со дня установления Департаментом образования и науки Ивановской области факта отсутствия указанной информации, но не позднее 3-го рабочего дня со дня регистрации заявления. Запрос должен содержать наименование выданного документа об образовании и (или) о квалификации и его реквизиты. К запросу прилагается копия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации. Запрос может направляться в иные организации, обладающие соответствующей информацией (далее - иные уполномоченные организации).

Организация и иные уполномоченные организации, в которые был направлен запрос, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня его получения направить ответ в Департамент образования и науки Ивановской области.

В случае если в установленный срок Департаментом образования и науки Ивановской области не получен ответ на соответствующий запрос, Департамент образования и науки Ивановской области в течение 2 рабочих дней со дня, следующего за плановой датой представления ответа на запрос,  направляет в организацию или иные уполномоченные организации повторный запрос.

Срок проставления апостиля не может превышать 5 рабочих дней со дня регистрации
Департаментом образования и науки Ивановской области заявления о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации.

В случае необходимости получения информации в соответствии с пунктом 12 Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации (в случае отсутствия у Департамента образования и науки Ивановской области образца подписи и в надлежащем случае оттиска печати и информации о полномочиях должностного лица, подписавшего документ об образовании и (или) о квалификации) срок проставления апостиля может быть продлен Департаментом образования и науки Ивановской области на срок, не превышающий 25 рабочих дней со дня регистрации заявления. Указанный срок включает в себя время, необходимое Департаменту образования и науки Ивановской области для направления запросов. 

В случае продления срока проставления апостиля Департамент образования и науки уведомляет об этом заявителя в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о продлении срока проставления апостиля посредством единого портала, либо реестра апостилей, либо электронной почты заявителя, указанной в заявлении.

Сведения о результатах предоставления государственной услуги отображаются в федеральном реестре апостилей.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТКАЗА В ПОДТВЕРЖДЕНИИ ДОКУМЕНТА ОБ ОБРАЗОВАНИИ И (ИЛИ) О КВАЛИФИКАЦИИ

Департамент образования и науки Ивановской области принимает решение об отказе в подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации по следующим основаниям:

а) документ об образовании и (или) о квалификации не является выданным в Российской Федерации или РСФСР документом об образовании и (или) о квалификации, образец которого утвержден на момент его выдачи федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, либо документом государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, либо документом об образовании и (или) о квалификации, образец которого в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», установлен на день его выдачи российской организацией самостоятельно;

б) в документе об образовании и (или) о квалификации отсутствует хотя бы один из реквизитов, наличие которого согласно законодательству Российской Федерации или СССР в области образования являлось обязательным на момент его выдачи;

в) наличие в документе об образовании и (или) о квалификации опечаток и (или) ошибок;

г) должностное лицо, подписавшее документ об образовании и (или) о квалификации, не обладало полномочием на право его подписи;

д) подпись должностного лица и (или) в надлежащем случае оттиск печати на документе об образовании и (или) о квалификации не соответствуют образцам, имеющимся в компетентном органе;

е) организация представила информацию о том, что данный документ не выдавался лицу, указанному в нем в качестве его обладателя;

ж) организацией и иными уполномоченными организациями, в которые был направлен повторный запрос, указанный в пункте 12 настоящих Правил, не представлены ответы (за исключением случаев межведомственного взаимодействия);

з) организация и иные уполномоченные организации представили информацию об отсутствии образца подписи должностного лица и (или) в надлежащем случае оттиска печати.