A A A
C C C C C
Шрифт: Arial Times New Roman
Изображения: Вкл. Выкл.

Новости

24 июня 2019

В Государственной Думе прошли парламентские слушания, посвященные повышению качества образования в России

Темой слушаний стали наиболее острые вопросы сферы образования - обеспеченность школ учителями, снижение бюрократической нагрузки на учителей, меры их социальной поддержки и качество образования в целом.

В Государственной Думе в понедельник, 24 июня 2019 года, прошли большие парламентские слушания на тему «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации». Их организатором выступил Комитет по образованию и науке.

В мероприятии, посвященном проблемам и перспективам развития отечественного образования, приняли участие учителя, эксперты, представители общественных организаций, руководители региональных учреждений образования, депутаты всех политических фракций и профильного Комитета по образованию и науке. В слушаниях также приняли участие Министр просвещения О.Ю.Васильева, руководитель Рособрнадзора С.С.Кравцов, представители региональных органов власти. Общее число участников мероприятия составило более 500 человек.

В парламентских слушаниях приняла участие Кузнецова О.В., заместитель начальника управления контроля и надзора в сфере образования Департамента образования Ивановской области.

Министр просвещения Российской Федерации О.Ю.Васильева выступила с докладом о состоянии современного образования.

«Две задачи, которые определил национальный проект «Образование» — это вхождение в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармоничной, социально ответственной личности», — отметила О.Ю.Васильева.

Она подчеркнула, что на реализацию национального проекта «Образование» запланировано 785 млрд рублей.

«Эффект будет заключаться в повышении качества образования через его обновление и содержание и инфраструктуры. Но главное, мы понимаем, что без духовного проводника, которым является учитель, у нас ничего не получится», — сказала она.

Также О.Ю.Васильева рассказала о программе «Учитель будущего», с помощью которой, в частности, в регионах будет организована система непрерывного образования для педагогов, повышение престижа профессии и вовлечение талантливой молодежи.

Министр отметила необходимость снижения отчетной работы для учителей.

«Забюрократизированность остается главной проблемой школьного дня. Потому что перед системой эта проблема стоит очень остро. […] Множественные инстанции, социальные службы, налоговые, МЧС [обращаются] с настоятельными рекомендациями проводить определенные мероприятия — все с требованием обязательных отчетов. […] Мы пришли к выводу, и я хочу, чтобы меня услышали, в школе должно остаться, и останется четыре документа: рабочая программа по предмету, календарно-тематическое планирование, электронный журнал, электронный дневник», — отметила О.Ю. Васильева, подчеркнув, что в рамках цифровой образовательной среды уже в этом году подготовлен исчерпывающий перечень документов, который вносится только один раз.

Привлечь молодежь

О.Ю.Васильева рассказала о кадровой проблеме в учительской среде. «На сегодняшний день у нас очень мало людей, которые идут в профессию после вузов», — отметила она, уточнив, что 39% учителей в настоящее время старше 50 лет.

«Только 70% поступающих получают диплом, только половина выпускников доходит непосредственно до школьного класса. Это большие цифры. […] Молодые учителя просто боятся идти в школу», — отметила она.

Также О.Ю. Васильева поблагодарила депутатов Государственной Думы за активное обсуждение федеральных образовательных стандартов. 

Малокомплектные школы

«Важно обеспечить баланс между городскими, сельскими и малокомплектными школами», — подчеркнула она, уточнив, что «главное для нас – это выровнять качество образования при составлении малокомплектных школ, потому что я убеждена, что если закрывается школа – прекращается жизнь на селе».

«Школа – это социокультурный центр», — заметила О.Ю.Васильева. 

Говоря о малокомплектных школах, В.В.Володин отметил, что «эту тему нельзя отдавать только на решение регионов, потому что финансовая обеспеченность регионов разная». Он напомнил, что 13 регионов РФ — доноры, и они могут сами решить проблему малокомплектных школ, защитить их. Остальные регионы – реципиенты, и «получится, что расходы на малокомплектные школы Минфин будет относить к нецелевым», указал Председатель ГД.

«Было бы правильно, исходя из поручения Президента, подготовить нормативную базу, и эта нормативная база должна быть на уровне Правительства принята. Тогда будут единые подходы, и, что самое главное, дети и малокомплектные школы, в которых эти дети учатся, не пострадают», — заявил он и подчеркнул, что проблема малокомплектных школ требует решения, так как сейчас зарплаты в них минимальные. Такие школы закрываются, однако «есть регионы, где малокомплектных школ до 50%», и этот вопрос надо решать.

«Важно, чтобы Министерство просвещения как ведущее, профильное Министерство определило концепцию, а дальше будем обсуждать при принятии бюджета на следующий год», — сказал Председатель ГД.

Обеспечение горячим питанием

В ходе парламентских слушаний представители учительского сообщества подняли тему обеспечения в школах детей, в том числе детей из малообеспеченных семей, горячим питанием. 

В,В. Володин сообщил, что соответствующий законопроект подготовлен руководителями фракций Государственной Думы. «Все мы считаем, что этот вопрос необходимо решать. Сейчас в Правительстве он изучается. Мы считаем, что полноценное горячее питание должно быть обеспечено, как минимум, в начальной школе. Должны быть и соки, и молоко. Это должно быть сбалансированное питание, чтобы дети росли здоровыми и сильными», — сказал он.

В свою очередь Первый заместитель Председателя Комитета по образованию и науке О.Н. Смолин заявил: «Ключевое предложение Комитета по образованию – это разработка специального федерального проекта по укреплению здоровья школьников». 

«Мы активно поддерживаем активно предложение по законопроекту о горячем питании для наших школьников. Здесь решающую роль должен сыграть федеральный бюджет», — заявил парламентарий.

Также О.Н. Смолин в ходе больших парламентских слушаний озвучил предложения парламентариев по дебюрократизации образования.

«Проблемы дебюрократизации стали почти столь же острыми, как и проблема статуса педагогического работника. По официальным данным Комитета по образованию и науке, каждое учебное заведение заполняет ежегодно более 300 отчетов по 12 тысячам примерных показателей. Педагоги и директора жалуются на рост контрольных процедур», — заявил О.Н. Смолин. 

По словам парламентария, для решения этой проблемы необходимо, чтобы у школ было не более одной проверки в год. Также он предложил ввести «запрет запрашивать информацию, которая должна размещаться на сайтах образовательных организаций».
Заканчивая свое выступление, О.Н. Смолин сказал, что российскому учителю по плечу решение любых профессиональных задач, если государство будет ему помогать по-настоящему.

 

В ходе больших парламентских слушаний, посвященных вопросам повышения качества российского образования, выступил руководитель Рособрнадзора С.С. Кравцов.

Важность оценки качества образования

Он сообщил, что ведомство и Министерство просвещения за пять лет выстроили систему оценки школьного образования, и по итогам экспертизы «мы должны признать, что на определенном этапе реформирования нашего образования мы увлеклись внедрением рыночных механизмов в школьное образование».

«Конечно, мы должны развивать рыночные механизмы, однако внедрение этих механизмов не должно отражаться на качестве нашего образования и не должно подрывать его фундаментальность», — сказал он. 

С.С.Кравцов отметил важность оценки и качественных управленческих решений. В частности, он рассказал, что проводятся министерские контрольные в форме всероссийских проверочных работ. Это способ для каждой школы провести самодиагностику по любому предмету начиная с четвертого класса и вовремя принять решения по методической помощи для отстающих школьников. Кроме того, сообщил С.С.Кравцов, в рамках этой системы оценки впервые стали проводиться выборочные исследования качества образования по предметам, которые не входят в перечень предметов государственной аттестации.

«В 2019 году мы впервые ввели массовую процедуру – устный экзамен», — также сообщил руководитель Рособрнадзора и уточнил, что 1,2 млн выпускников девятых классов сдали собеседование.

Говоря о результатах ЕГЭ 2019, глава ведомства заявил, что теперь можно с уверенностью говорить, что введение историко-культурного стандарта привело к повышению качества образования по истории, о чем свидетельствует повышение среднего балла на ЕГЭ по истории по сравнению с предыдущими годами. Так же вырос средний балл за ЕГЭ по математике. Положительная динамика есть и по математике.

В завершение своего выступления он отметил, что «уменьшение количества не достигших базового уровня подготовки положительно сказывается на экономике страны и темпах ее роста», и заявил, что воспитательная работа, которая составляет важную часть образовательного процесса, должна быть обсуждена на отдельных парламентских слушаниях.

Отвечая на вопрос присутствующего педагога о том, как быть с тратящимся учебным временем на подготовку к ВПР, С.С. Кравцов сказал, что ВПР должны заменить стандартные контрольные итоговые работы и не должны требовать специальной подготовки, на которую необходимо тратить учебные часы.

Остальные выступающие: руководители и представители думских фракций, депутаты, педагоги, директора школ неоднократно в своих выступлениях касались тем недофинансирования сферы образования, повышенной бюрократической нагрузки, тревожащего положения дел со здоровьем подрастающего поколения, рисков, с которыми сталкиваются современные школьники.

В финале мероприятия В.В. Володин поручил создать рабочую группу, которая должна будет до конца весенней сессии подготовить проект решения парламентских слушаний с учетом всех прозвучавших предложений.

Перечень материалов, подготовленных для участников парламентских слушаний

Источник: сайт Государственной Думы

 

 

← Вернуться к списку